Об организации духовно-молитвенной жизни, посещении богослужений и Причащении в Великий пост.

Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но, тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к своим слабостям, говорим, что мы устаем, много работаем или о том, что у нас домашние заботы, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, – то Великий пост следует начать с того, что все эти послабления, проистекающие из саможаления, пресечь.

Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого поста, но естественно ей было бы войти и в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого поста и, самое главное, располагают нас к покаянию.

Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время – вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них – каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.

Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается Литургия святителя Василия Великого, но она с точки зрения звучания (по крайней мере, клиросного) отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны, в первую очередь, для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», умилительное пение тропарей часа – первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе Литургии Преждеосвященных Даров – не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах.

Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства – работу, учебу, житейские хлопоты – и выбраться на будничные великопостные службы.

Пост – это время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Во время Великого поста все православные исповедуются и причащаются, минимум, один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы почаще. Особенно, по традиции, стараются причащаться в первую седмицу, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную. И все православные, имеющие такую возможность, стремятся причаститься в Великий Четверг.

По материалам www.patriarchia.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс