Праздники, седмицы и особенности богослужения в Великий пост

Пост перед праздником Светлого Христова Воскресения включает сорокадневный Великий пост – Святую Четыредесятницу (первые сорок дней) – и Страстную седмицу (точнее, 6 дней перед Пасхой). Между ними находятся Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, пост перед праздником Святой Пасхи длится семь недель (вернее, 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустным» (в этот день по уставу заканчивается употребление в пищу молочных продуктов, масла и яиц). На Литургии читается Евангельский отрывок из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, у христиан есть благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Первая неделя Великого поста и Страстная отличаются своей строгостью, а богослужения – продолжительностью.

Святая Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях, проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого Чистым. Не считая Вербного воскресения, во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая неделя Великого поста имеет свое название по порядку наступления: первая, вторая и т.д. Богослужение отличается тем, что в продолжение Святой Четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает Литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером совершается великое повечерие. По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенья Великого поста – Литургия святого Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Святой Четыредесятницы, а также в Лазареву субботу и Вербное воскресенье совершается Литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста (понедельник – четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносят коливо – вареную пшеницу или рис с медом, – которое священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое »Торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. в память о духовной победе православных на Седьмом Вселенском соборе. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг христианской жизни Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. Поскольку святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится святой крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на Литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. В четвертое воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В канун четверга на пятой неделе совершается так называемое «стояние прп. Марии Египетской» или «Мариино стояние» – народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Жизнь св. Марии Египетской, прежде – великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.

Благовещение – это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященный вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Божией Матери за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ее примере неизреченное милосердие Божие к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Лазарева суббота приходится на 6-ю седмицу, после окончания собственно Великого Поста – святой Четыредесятницы – и перед праздником Входа Господня в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».

В шестое воскресенье отмечается великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделею Ваий и Цветоносною. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово…», а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой водой распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, при зажженных свечах верующие стоят с этими ветвями до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). С вечерни Вербного воскресенья отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш…»

Страстная седмица

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на Кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия», поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой». Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую Среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий Четверг воспоминается Тайная Вечеря, установление Святой Евхаристии – Таинства Святого Причащения. В этот день православные люди стремятся причаститься Святых Христовых Таин. В Великий Четверг за вечерним богослужением (которое является утреней Великой Пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую Пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 часа дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, то есть священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается воспоминание снятия с Креста Тела Христова и погребения Его.

На утрени Великой Субботы, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

По материалам www.patriarchia.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс