Комментарии к Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

*перед началом Литургии*

Вступление

Возлюбленные о Господе братья и сестры, все мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы совершить нашу общую молитву, потому что слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело», т.е. дело не только одних священнослужителей, но всех людей, собирающихся в храме за богослужением. А это значит, что каждое действие, каждое молитвословие имеет отношение к каждому из нас. Все молитвы, которые читаются священнослужителями в алтаре, имеют характер общей, совместной молитвы всей общины, и предстоятель богослужения (архиерей, либо священник) совершает их от лица всех. Смысл нашего с вами присутствия за богослужением не только в том, чтобы помолиться о своих собственных радостях и печалях, а в том, чтобы по молитве всей общины свершилось великое таинство Евхаристии, т.е. благодарения, когда предложенные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову, и всякий приступающий к таинству святого Причащения соединяется с Самим Христом.

Но главная проблема заключается в том, что смысл нашего богослужения без некоторой подготовки может быть непонятен или не вполне понятен. Для того чтобы эту проблему отчасти разрешить сегодня, Божественная Литургия  по ходу ее совершения будет сопровождаться комментариями, разъясняющими смысл совершаемых священнодействий и молитвословий. Также Вам розданы схематичные последования Литургии, чтобы Вы могли понимать происходящее, т.к. останавливаться мы будем только 3-4 раза для общих комментариев. Только что прочитаны часы, которые являются частью суточного круга богослужения, в алтаре священником совершена проскомидия (в пер. с греч. приношение), во время которой из предложенных просфор была изъята часть хлеба (символизирующая собой Агнца Божия, т.е. Христа), частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, святых, а также живых и умерших православных христиан за которых были поданы поминовения. Все это полагается на дискосе и символизирует собой Церковь Христову – небесную и земную. В Чашу вливается вино, соединенное с водой, в память о том, что из ребра Господа, после его прободения копьем на Кресте, потекла кровь и вода. После этого предложенные дары покрываются специальными платами (покровцами и воздухом) и священник читает молитву, в которой просит благословить и принять предложенные дары в Пренебесный Жертвенник и помянуть «принесших и ихже ради принесоша» (т.е. тех, кто просил помянуть в записках, и тех, кого поминают).

Таким образом завершается проскомидия и наступает время литургии, первая часть которой называется литургией оглашенных (эта часть предназначается для всех христиан, а также тех, кто готовится к таинству крещения). В начальных молитвах перед литургией священник в алтаре читает молитву о призвании Святого Духа «Царю Небесный», а также просит у Бога помощи в совершении богослужения. Наступает время литургии, время, когда будет действовать Сам Господь, а мы будем лишь Его соработниками.

Начало Божественной литургии

Божественная Литургия начинается торжественным возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков», на что хор отвечает «Аминь», что значит да будет так. Всякое ответствование клироса выражающиеся в произнесении слова «Аминь» есть выражения согласия и принятия народом Божиим, т.е. всеми верными христианами, всего, что совершается в Церкви. Хор как бы говорит от лица всех молящихся.

Мирная ектения

Затем следует великая или «мирная» ектения (ектения – это ряд прошений, возглашаемых священником или диаконом от лица всех молящихся, на которые хор отвечает «Господи помилуй» или «Подай, Господи»). Она начинается со слов «Миром Господу помолимся», «миром», значит «в мире», т.е. мирном состоянии духа и примиренности с окружающими. Нельзя приносить жертву Богу, находясь в озлобленном состоянии. Мирная ектения содержит прошения о Церкви и об обществе, о всех людях.

Во время великой ектении священником в алтаре читается молитва, в которой он просит у Господа, чтобы Он «воззрел на этот святой храм и подал нам и молящимся с нами неистощимые милости».

Антифоны и Малый вход

После этого следует пение антифонов. Антифонами называются целые псалмы или стихи из них, которые поются хором. Основное содержание антифонов – прославление Бога и Его вечного Царства.

После первого антифона произносится т.н. «малая» ектения «паки и паки, миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» отвечает хор, а вместе с ним и все мы.

После чего следует пение второго антифона «Хвали душе моя Господа» и песнь «Единородный Сыне», в которой выражается православное учение о Христе: в Нем соединены две природы – божественная и человеческая, причем обе они присутствуют в Нем во всей своей полноте: Бог, воплотившись, не перестал быть Богом, и человек, соединившись с Богом, остался человеком.

И снова следует «малая» ектения после которой пение третьего антифона, т.н. «блаженны», т.е. заповеди блаженства данные Господом, во время которого совершается малый вход.

Священнослужители износят Святое Евангелие из алтаря, затем священник, совершая Евангелием крест, возглашает «Премудрость, прости!». «Прости» — значит, станем прямо, благоговейно. Малый вход символизирует явление Церкви, которая совместно с ангельскими силами воздает Богу непрестанное славословие, а также выход Христа на проповедь, когда он понес Благую Весть (а именно так переводится слово Евангелие) народу иудейскому.

Хор поет «Придите, поклонимся и припадем ко Христу!», после чего следует пение тропарей и кондаков, полагающихся на этот день. Тропари и кондаки – это малые песнопения, передающие основной смысл праздника.

Чтение Апостола и Евангелия

По окончании тропарей и кондаков, священник возглашает «Яко Свят еси, Боже наш…», а затем «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», который сохранился из церемониала византийской службы, за которой присутствовал император. И сразу следует пение Трисвятого «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас». Во время пения Трисвятого совершается восхождение священнослужителей на горнее место в алтаре, место, на котором может восседать только архиерей, символизируя собой Христа. Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, поэтому именно оттуда предстоятель преподает всем собравшимся мир, для нашего слышания слова Божия. Чтение Священного Писания предваряется пением прокимна (в пер. с греч. предлежащий). Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю.

После чтец возглашает соответствующий отрывок их апостольских посланий. Сегодня таких отрывков будет два из послания апостола Павла к _____ и ___________. Во время чтения апостольского послания совершается каждение алтаря, иконостаса, духовенства и всех молящихся. Аллилуйя, слово еврейского и буквально означает «хвалите Яхве» (Яхве, или Сущий – имя Божие открытое в Ветхом Завете).

Затем следует чтения Евангелия. Сегодня также евангельских чтений будет два, и мы остановимся отдельно, чтобы рассказать о смысле прочитанных отрывков.

После Евангелия пауза и чтение зачал Апостола и Евангелия в русском переводе.

* после чтения Священного Писания*

Сугубая, заупокойная ектении

Возлюбленные о Господе братья и сестры, сразу после чтения Евангелия полагается т.н. «сугубая» ектения, начинающаяся словами «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем», во время которой мы молимся о предстоятеле нашей Церкви Святейшем Патриархе, правящем Архиерее, богохранимой стране, народе и воинстве, о всех предстоящих и молящихся, делающих доброе для святого храма сего, поющих и предстоящих людях ожидающих великой милости от Господа. На каждое прошение хор трижды отвечает «Господи, помилуй», и каждый из нас в сердце своем должен повторять эту молитву.

В будние дни после «сугубой» ектении полагается ектении заупокойная, в которой мы поминаем всех усопших близких, а также всех православных христиан вообще.

Ектения об оглашенных

Ектенией об оглашенных заканчивается часть, называемая Литургией оглашенных, мы все молимся о тех, кто еще только готовится принять крещение и стать частью Церкви Христовой. После этого те, кто еще не крещен, должны покинуть храм до окончания литургии. Сейчас это установление соблюдается не очень строго, а в древности в храме были специальные люди, которые следили, чтобы на Литургии верных присутсвовали только верные, то есть христиане, ведущие благочестивый образ жизни и не совершившие тяжких грехов.

Херувимская песнь и Великий вход

Начинается вторая часть литургии, называемая Литургией верных. После пения «Аминь» хор начинает пение Херувимской песни. В начале пения херувимскойсвященник про себя читает молитву в которой просит Бога «…удостой, чтобы и через меня грешного и недостойного служителя Твоего, были принесены Тебе эти дары. Ты Сам – приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш…». Это молитва является подготовкой к моменту великого входа, т.е. перенесения Даров с жертвенника на престол. После чтения молитвы священник совершает каждение, во время которого про себя читает покаянный 50 псалом («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»).

Совершив каждение, священник воздевает вверх руки со словами «Иже херувимы, тайно образующе…»Мы, херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять Царя мира, сопровождаемого невидимо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»).

Далее совершается Великий вход — священник берет дискос и Чашу с жертвенника, входит на амвон и на солее совершает поминовение Первоиерарха нашей Церкви, Правящего Архиерея, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также всех присутствующих в храме словами «да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков».

Великий вход символизирует шествие Спасителя на страдания и на крестную смерть.

Поставляя святые сосуды на престол, священник совершает их покрытие воздухом (специальный вышитый плат, символизирующий плащаницу, которой было покрыто тело Спасителя после снятия с креста) с произнесением тропарей Великой Пятницы, то есть дня, в который поминается распятие и смерть Спасителя «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаниею чистою покрыв…». И само поставление Даров на престол и покрытие воздухом как раз и символизирует смерть Спасителя на кресте, затем снятие Его со креста и оборачивание в погребальные пелены. После перенесения Даров с жертвенника на престол мы сделаем с вами еще одну остановку, чтобы пояснить дальнейший ход богослужения. Помогай всем Бог!

*остановка после Великого входа*

Просительная ектения и Символ веры

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершился Великий вход, и мы с вами практически вплотную подошли к важнейшему моменту богослужения – евхаристическому канону. Сразу после перенесения Даров с жертвенника на престол начинается просительная ектения. Звучит прошение «Исполним (т.е. восполним)нашу молитву Господу», и мы вместе с хором отвечаем «Господи, помилуй». После прошения «день весь провести свято, мирно и безгрешно у Господа просим», мы отвечаем словами «Подай, Господи», и именно поэтому ектения именуется просительной. Эта ектения о том, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т.д. После возгласа «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси…» священник возглашает «мир всем». Затем следует возглас «Возлюбим друг друга, дабы в единомыслии исповедовать» и хор продолжает «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу Единосущная и Нераздельную».

Это действие символически обозначает полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинстве Евхаристии. Заповедь Спасителя (Мф. 5:23-24), прямо предписывает примириться сначала с братом, а потом уже приносить жертву к алтарю. Но это примирение должно означать еще и полное единомыслие, полное духовное единение.

После возгласа «Двери, двери, премудростию вонмем (т.е. будем внимать)» всем народом Божиим поется Символ веры, как выражение догматического единства Церкви. Возглас «двери, двери» в древности был знаком для диаконов, которые стояли при дверях для того, чтобы во время совершения евхаристических молитв никто не выходил и не входил в собрание верных.

Евхаристический канон

По окончании пения Символа веры начинается евхаристический канон, который является важнейшей частью литургии. Мы слышим возглашение «Станем добре (т.е. стройно), станем со страхом, вонмем (т.е. будем со вниманием) святое возношение в мире приносить – » и хор продолжает «Милость мира, жертву хваления». Священник, обратясь лицом к народу, возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа да будет со всеми вами!». Хор, а вместе с ним и все мы отвечаем: «И со духом твоим». Предстоятель: «Горе имеим (т.е. вознесем вверх)   сердца», хор от лица молящихся отвечает: «Имамы (т.е. возносим) ко Господу», священник: «Благодарим Господа!». И хор начинает петь «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». Это призыв ко всем нам отвлечься от суетных мыслей и сосредоточиться на важнейшей части богослужения, а также возблагодарить Бога о всем, что Он для нас соделал от создания мира.

В этом время священник читает молитву от лица всех прихожан, в которой мы выражаем благодарность Богу за то, что Он сотворил нас (от «небытия в бытие привел еси»), не отвратился от нас после грехопадения, и чудным Своим Промыслом возставил человечество, и послал Сына Своего Единородного, и возвел нас на небо и даровал на Царство Небесное. Благодарим также о всех благодеяниях Божиих, явленных и неявленных, известных нам и неизвестных, о возможности присутствовать на Божественной литургии. Также вспоминаем о том, что нам сослужат ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, воспевающие «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Твоей славы, осанна в вышних!». И мы вместе с ними благодарим Бога за то, что Он послал Своего Единородного Сына, чтобы каждый, кто верует в него не погиб, но имел жизнь вечную. Вслед за тем мы вспоминаем события Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Причащения. И священник возглашает «Примите, ядите, это – Тело Мое, за Вас преломляемое во оставлении грехов», хор и мы вместе с ним «Аминь!». Священник молится «Так же и чашу после вечери, говоря», — и возглашает: «Пейте из нее все, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». Хор отвечает «Аминь!», священник «Вспоминая Его спасительную заповедь и всё ради нас Им соделанное: крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную (то есть по правую руку) от Отца сидение, и еще второе и славное Его пришествие. Далее, вознося Дары, священник возглашает «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». И далее «Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и Тебе молимся, Боже наш!» (хор вторит этому). И священник начинает читать молитву о призвании Святого Духа на Дары, то есть о преложении предложенных хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Молитва о призывании Святого Духа продолжается словами «И сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего» (священник благословляет рукой дискос), «а еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего» (священник благословляет Чашу), «преложив Духом Твоим Святым» (благословляет священник вместе дискос и чашу). После этого в алтаре совершается земной поклон перед освященными Святыми Дарами, то есть перед преложенными истинными Телом и Кровью Христа.

Далее священник молится о том, чтобы причастие было для трезвения души, во оставление грехов, приобщение Царства Небесного, не в осуждение. Также он возносит молитву о всех почивших праведниках, завершая ее возгласом «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», то есть – особенно о Пресвятой Богородице. Хор поет песнопение, прославляющее Божию Матерь, которая является честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, а священник продолжает поминать святых угодников Божиих, Иоанна Предтечу, святых славных апостолов и святых, память которых совершается в сегодняшний день. Затем, прошу обратить внимание, предстоятель совершает поминовение усопших православных христиан, поэтому и каждый из нас в это время может и должен молитвенно помянуть всех тех, кого мы обычно поминаем за упокой. Затем священник молится о всяком епископстве православном, священстве, диаконстве и всяком священническом чине, о Святой Соборной и Апостольской Церкви.

После предстоятель громко вслух поминает Первоиерарха Русской Церкви и Правящего Архиерея, читая после этого молитву о нашем городе, о стране нашей и спасении всех тех православных христиан кто в настоящий момент не присутствует за богослужением. Затем, опять таки прошу обратить внимание, возможно поминовение о здравии православных христиан, можно успеть молитвенно помянуть близких нам людей. После этого следует возглас: «И даждь (т.е. дай) нам едиными усты и единым сердцем прославлять и воспевать Твоё всечестное и великолепое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», хор вместе с народом отвечает «Аминь!» и священник, обратясь лицом ко всем верным, возглашает «И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами», хор отвечает «и со духом твоим». На этом евхаристический канон заканчивается.

Евхаристический канон составляет одну молитву, начинаясь с единого исповедания веры, затем продолжается молитвой благодарения Богу и воспоминанием истории спасения человечества, останавливаясь на Тайной Вечери, вспоминаются ангельские чины, которые также славословят Бога. Затем вспоминаются события Тайной Вечери и слова Спасителя, происходит призывание Святаго Духа на всех молящихся и на Дары, благословение Даров, после чего они становятся Телом и Кровью Христовыми. Затем вспоминаются все усопшие праведники, святые, Пресвятая Богородица, все усопшие христиане, затем поминаются все живущие православные – патриархи, и все духовенство, вся Церковь, страна, власти и воинство, город (или село), в котором совершается литургия), страна и все живущие.

В этот момент мы с вами снова сделаем остановку, чтобы продолжить объяснять последующий   ход богослужения. Желаю всем нам осмысленного предстояния перед Господом!

*остановка после евхаристического канона *

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для того, чтобы потом быть предложенным верным для причащения и соединения с Богом. Сейчас будет произнесена просительная ектения после освящения Даров «Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся». Под святыми здесь подразумеваются не только святые угодники Божии, прославленные Церковью, но и все верные православные христиане, усопшие и живые, помянутые во время богослужения. В ранней Церкви под святыми подразумевались все вообще христиане, и апостольские писания именуют христиан именно таким образом. Это еще раз напоминает нам, христианам, к какой высокой жизни мы призваны, и как нужно жить, чтобы быть достойными такого наименования.

Просительная ектения «Вся святыя помянувше»

Далее ектения и прошения «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся» и «О принесенных и освященных честных Дарах Господу помолимся», это прошение об освящении нас причащением этих Даров, что следует из следующего прошения «Дабы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и Пренебесный и мысленный Свой жертвенник, как благоухание духовное, ниспослал нам в воздаяние божественную благодать и дар Святого Духа – помолимся!», затем следуют обычные для просительной ектении прошения, а священник молится, чтобы каждый из нас неосужденно причастился и очистился от скверн плоти и духа. Завершается ектения прошением «Единство веры и общение Святого Духа испросив, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», после чего следует возглас «И сподоби нас, Владыка, с дерзновением неосужденно сметь именовать Тебя, Небесного Бога, Отцом и говорить»:

«Отче наш»

И весь народ вместе с хором поет молитву Господню: «Отче наш…». Прошение в молитве Господней о хлебе насущном приобретают во время литургии особый характер как не просто о пище земной, но как о пище небесной. Завершается молитва возгласом «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава…», после чего священник преподает всем мир, и после возгласа о главопреклонении читает соответствующую молитву, в которой благодарит Бога и просит о тех, кто не присутствует на службе, но особенно нуждается в наших молитвах «плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, больных исцели Врач душ и тел наших». После того, как хор отвечает «Аминь».

Следует возглас «Вонмем! (т.е. будем внимательны)», в это время в алтаре священник, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым!». Здесь, как мы уже и говорили, под святыми понимаются все православные христиане, в данном случае, собранные в этом святом храме, т.е. понимается каждый из нас, снова напоминая нам о той духовной чистоте, которая должна сопровождать всю нашу жизнь.

Хор поет: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Священник совершает раздробление Святого Агнца, одну частицу влагает в Чашу, другой причащается сам, остальные раздробляет и также помещает в Чашу для причащения мирян. После того как священнослужители причастятся, мы снова сделаем небольшую остановку и объясним оставшуюся часть богослужения, после чего Тело и Кровь Христовы будут преподаны всем, кто сегодня готовился к причастию.

Подготовка к причастию, по традиции Русской Православной Церкви, заключается в том, что желающий причаститься, накануне причастия прочитывает каноны Покаянный, Богородичный и Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению – это особые молитвы, настраивающие нас на принятие Святых Христовых Таин, они содержатся в любом молитвослове. Обыкновенно полагается 3 дня поститься, а с полуночи перед причастием до самого причастия ничего не есть и не пить. Также перед причастием необходимо исповедоваться, чтобы приступать ко Христу с чистым сердцем.

В подготовке к причастию допускаются послабления для детей, болящих и по иным причинам, это нужно обсудить со священником лично.

*остановка после причащения духовенства *

Возлюбленные о Господе братья и сестры, подошел сам момент, когда Чаша с Телом и Кровью Христовой будет изнесена из алтаря для причащения верных. Как мы с вами говорили в начале, Божественная Литургия имеет своим смыслом преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для причащения всех собравшихся за литургией, а также совместную молитву благодарения всех прихожан Богу (недаром «Евхаристия» переводится как благодарение). Последнюю часть литургии потому и называют литургией верных, потому как все присутствующие на ней не были посторонними зрителями, но активными участниками богослужения, осознающие свое ответственное предстояние перед Богом в совместной молитве. Причащение за каждой литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть как в храме, в котором много людей присутствует на службе, причастников единицы. Часто мы говорим о нашем недостоинстве, и это совершенно верно, каждый из нас недостоин того, чтобы иметь возможность соединяться с Самим Христом, и горе тем, кто вдруг осознает своедостоинство перед Святой Чашей. Именно потому, что мы немощны и недостойны, мы призваны к тому, чтобы врачевать свои недуги в Таинствах Святой Церкви – покаянии и причащении. Всеобщность причащения всех верных за литургией выявляет природу Церкви, которая Сама есть Тело Христово, а значит каждый член Ее является Его частицей, словно клеточкой единого организма.

Стремясь к постоянному единству с Богом в совместной молитве и в общении в таинствах, мы шаг за шагом будет совершать наше духовное восхождение, к которому призван каждый христианин. Литургия совершается не для того, чтобы мы могли поставить свечки и написать записки, точнее все это мы тоже имеем полное право делать, но главным смыслом ее совершения является наше соединение с Самим Богом и друг с другом. Цель жизни православного христианина состоит в том, чтобы достичь обожения, потому как, по слову святителя Афанасия Великого «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». И наше обожение немысленно без участия в церковных таинствах, к которым мы должны прибегать не изредка, от случая к случаю, но постоянно, помня, что именно это и составляет стержень нашей духовной жизни. Естественно, все это немыслимо без кропотливой и тщательной работы над собой, без борьбы со своими грехами, потому как сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).   Бог спасает нас, но не без нас, если каждый из нас не возжаждет спасения, то достичь его будет невозможно.

И помимо нашей постоянной духовной жизни, мы должны употреблять усилия для того, чтобы лучше узнать свою веру, потому как всякий взирающий на нас уже составляет представление о Церкви Христовой, и каково будет это представление, если мы не сможем дать ответы на элементарные вопросы. Нужно постоянно понуждать себя к тому, чтобы учиться, читать Священное Писание, отцов Церкви, труды православных богословов и, несомненно, совершенствоваться в молитве. На каждом из нас огромная ответственность перед Богом, Церковью и людьми, потому как став христианами мы стали, по слову апостола Петра «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет»   (1 Пет. 2:9). Помня об этой ответственности, нам и надлежит совершать свое церковное служение.

Сейчас будет вынесена Святая Чаша и каждый, кто сегодня собирался причаститься соединиться с Самим Христом. После причащения Чаша вносится в алтарь и частицы из просфор, которые вынимались за святых, за живых и усопших погружаются в Чашу со словами «отмой Господи грехи всех здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».

Перенесение Святых Даров на жертвенник

Затем священник возглашает «Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое!», после чего Святая Чаша переносится на жертвенник, со словами «Благословен Бог наш» (тихо) «Всегда ныне и присно и во веки веков!» (возгласно). Священник, произнося «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», поставляет Чашу на жертвенник. Хор, от лица всех причастившихся Святых Таин поет «Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо ты удостоил нас причащения святых Твоих, божественных, бессмертных и животворящих Таинств».

Ектения «Прости приимше»

После чего следует ектения «Прости (т.е. стоим прямо, достойно) приимше божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таинств, достойно благодарим Господа!», после возгласа «С миром изыдем!», читается т.н. «заамвонная» молитва, в которой священник просит «Благословляй благословящих Тебя, Господи, и освящай на Тебя уповающих, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие Дома Твоего (т.е. Церкви), прославь тех Божественной Твоей силой, и не остави нас, уповающих на Тебя. Даруй Мир миру Твоему, церквам Твоим, священству, воинству и всему народу Твоему. Потому что любой дар благ, и всякий дар совершенен есть, посылаемый  Тобой, Отцом Светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, сейчас, и всегда, и во веки веков». Хор с народом отвечает «Аминь!», после чего преподается благословение всем верным словами «Благословение Господне на вас…».

Отпуст

Затем предстоятель совершает отпуст, т.е. конечную молитву литургии, в которой воспоминается Божия Матерь, святые апостолы, святые храма и дня (сегодня это, _____________) и святитель Иоанн Златоуст, автор той литургии, которая сегодня совершается. После чего хор поет многолетие Предстоятелю Русской Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и нашему Правящему Архиерею, Высокопреосвященному Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Таким образом, служба завершается, и все подходят к амвону, прикладываясь к кресту.

*в процессе прикладывания к кресту*

Надеемся, что сегодняшнее богослужение, которое по ходу своего совершения постоянно комментировалось, дало возможность нам лучше и глубже понять смысл происходящего за Божественной литургией, которая является важнейшим богослужением Церкви Христовой. Аминь.

Словарь:

Ектения – прошения, произносимые диаконом (или священником, если нет диакона) от лица народа, на которые хор отвечает «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Паки и паки – снова и снова

Миром – в мирном расположении духа

Предстоятель – священник (или архиерей), возглавляющий службу

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы

Евхаристия (греч. Благодарение) – синоним Божественной литургии

Отпуст – краткая конечная молитва богослужения

Возглас – часть молитвы, произносимая громко во всеуслышание

Престол – специально изготовленный, обычно кубической формы стол, в который при освящении храма вкладываются частицы святых мощей мучеников. На престоле совершается Божественная литургия, находятся запасные Дары для причащения болящих, хранится антиминс – специальный плат для совершения Божественной литургии. Престол покрывается специальными покровами. Располагается в центре алтаря.

Жертвенник – специально изготовленный стол, обычно кубической формы, меньше престола. Покрывается специальными покровами. Располагается в алтаре слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, то есть приготовление хлеба и вина для совершения Божественной литургии.

Ныне и присно, и во веки веков – сейчас, и всегда, и во все времена.

Амвон – возвышение перед иконостасом

Солея – центральная часть амвона

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс